Сельхозпроекты должны проходить экологическую оценку: влияние на биоразнообразие признано министерствами

Вопросы, касающиеся биоразнообразия и устойчивого природопользования, вновь стали предметом активного обсуждения на недавнем заседании Экологического совета партии «AMANAT», которое состоялось 14 апреля. В диалоге приняли участие представители государственных органов, в том числе Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР), Министерства сельского хозяйства (МСХ), а также общественных организаций — Республиканской Ассоциации «Табигат» и Ассоциации экологических организаций Казахстана. Это обсуждение может стать не просто обменом мнениями, а реальной попыткой сдвинуть с мёртвой точки процессы, которые слишком долго игнорировались. И роль партии «AMANAT» в этом вопросе может быть ключевой.

Исполнительный директор Центра изучения и сохранения биоразнообразия (BRCC), принявший участие в заседании, подчеркнул важность привлечения внимания государственных органов к острым экологическим проблемам, включая риски от использования диклофенака, траншейных ограждений, отсутствие экологической оценки в сельскохозяйственных проектах и общее бездействие в вопросах сохранения биоразнообразия.

Диклофенак и кетопрофен

Риски, связанные с применением нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) в ветеринарии, уже многие годы вызывают у биологов серьезные опасения. Научно доказано, что ветеринарные средства, содержащие диклофенак и кетопрофен, оказывают гибельное токсическое воздействие на птиц-падальщиков, потребляющих останки скота, в тканях которого сохраняется даже незначительная доза данного препарата. В Южной Азии массовая гибель грифов в 1990-х годах была напрямую связана с лечением домашнего скота диклофенаком. Потери популяций в Индии, Пакистане и Непале составили до 97–99,9%, что стало основанием для запрета этого препарата в ветеринарной практике. Доказано, что в период с 1990 по 2000 год от отравления диклофенаком погибло более 40 миллионов падальщиков.

В Казахстане подобный запрет отсутствует. Комитет ветеринарного контроля и надзора МСХ, а также управления ветеринарии Туркестанской и Жамбылской областей подтвердили использование препаратов с кетопрофеном. Между тем, именно в этих регионах, в горах Каратау, расположена крупнейшая колония белоголового сипа, где по сравнению с 2010 годом число активных гнёзд сократилось более чем в десять раз.

Ситуацию осложняет отсутствие в стране лабораторий, способных определять наличие остатков НПВП в мясе. Это не только ограничивает возможности мониторинга и реагирования, но и делает Казахстан зависимым от зарубежных поставщиков услуг и оборудования. Между тем, существуют безопасные альтернативы — например, мелоксикам, не токсичный для птиц-падальщиков и рекомендованный международными соглашениями.

В связи с изложенным, встаёт ряд вопросов, требующих внимания со стороны профильных ведомств. В частности, от МСХ РК важно получить позицию по вопросу замены опасных НПВП на мелоксикам, а также данные об объёмах их использования за последние 10 лет.

Мёртвый белоголовый сип (Gyps fulvus), погибший, вероятно, от применения диклофенака. Фото: Dau Lal Bohra

Траншеи

Проблемы, затрагивающие биологическое разнообразие Казахстана, имеют разную природу. Одной из таких остаётся массовая гибель животных из-за использования фермерами глубоких траншей в качестве ограждений своих сельхозугодий.

Проблема использования глубоких траншей для ограждения сельхозугодий от потравы скотом привлекла внимание экспертов BRCC в 2019 году, когда в Туркестанской области были зафиксированы случаи массовой гибели животных, в том числе редких видов, таких как среднеазиатская черепаха. Траншеи, глубина которых достигает 220 см и протяжённость сотни километров, представляют собой смертельную угрозу для диких животных, поскольку они не только затрудняют передвижение, но и могут стать причиной гибели животных, попавших в них.

Хотя с 2021 года проведена работа по ликвидации части траншей, исследования, проведенные в 2024 году, показали, что ситуация остаётся актуальной. В ходе экспедиции в 2024 году было выявлено множество новых траншей. В траншеях были обнаружены 276 особей рептилий, включая виды, занесенные в Красную книгу РК, такие как среднеазиатская черепаха (лат. Testudo horsfieldii), с приблизительно 60% случаев, когда жертвами стали взрослые самки этих черепах.

Среднеазиатские черепахи, застрявшие в траншеях и обречённые на гибель без вмешательства человека. Туркестанская область, май 2024 года. Фото: Ю. Цаугг

Незаконное использование траншей нарушает несколько экологических и земельных норм законодательства Казахстана, создавая угрозу для биоразнообразия. Несмотря на действия местных властей и инициативы по ликвидации траншей, значительная часть проблемных участков остаётся, а мониторинг проблемы на системном уровне не ведется.

В связи с этим, BRCC предлагает уполномоченным государственным органам внести изменения в нормативно-правовые акты с целью однозначного запрета использования траншей для ограждения сельхозземель, предусмотрев соответствующие меры ответственности, включая возможность расторжения договоров аренды. Кроме того, важно поручить земельным инспекциям регионов провести общую по стране инвентаризацию данной проблемы, получив данные по протяженности всех таких траншей в разбивке областей, после чего запланировать и реализовать мероприятия по их ликвидации. Ожидается, что профильные министерства примут эти предложения к рассмотрению и инициируют необходимые действия.

Оценка потенциального влияния сельского хозяйства

Ещё одной экологически значимой, но системно недооцениваемой проблемой остаётся отсутствие должной оценки воздействия на окружающую среду для крупных сельскохозяйственных проектов. Как и ситуация с траншеями, это отражает общий тренд недостаточного внимания к влиянию аграрного сектора на биоразнообразие.

Практика и результаты полевых исследований показывают, что сельскохозяйственные работы могут наносить значительный ущерб биоразнообразию, в том числе путём уничтожения мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, таких как дрофа, стрепет, желтопузик и другие. В Туркестанской области, например, с 2019 по 2024 гг. специалисты столкнулись с ситуацией, когда без соответствующей экологической оценки в рамках сельскохозяйственных работ распахивались значительные площади заброшенных земель, на которых на момент проведения работ уже восстановились естественные экосистемы с присущим им биоразнообразием. Эти экосистемы были полностью уничтожены при повторной распашке. В 2024 году на участке вдоль трассы Астана-Коргальджино были зафиксированы участки распашки полей, на которых произрастал тюльпан Шренка (Tulipa suaveolens, синоним T. schrenkii), который внесен в список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Учитывая, что государство штрафует граждан за незаконный сбор тюльпанов на миллионы тенге, возникает вопрос, как государство должно себя вести с организациями, уничтожающими не десятки, а сотни и тысячи краснокнижных тюльпанов и других видов растений и животных.

Участок распашки в Акмолинской области. На невспаханной части сохранились тюльпаны Шренка — сколько их было уничтожено, остаётся неизвестным. Фото: Н. Онгарбаев

Участок сельхозземель в Туркестанской области. Справа — поле с зерновыми культурами, слева — участок естественной экосистемы, уничтожаемой при распашке. Фото: М. Пестов

Дополнительную угрозу биоразнообразию создаёт бесконтрольное применение пестицидов. В последние годы зафиксированы случаи массовой гибели пчёл в Туркестанской области, использования ядовитых препаратов в черте Астаны, а также отравлений хищников на пастбищах в горах Каратау. Бесконтрольное применение пестицидов в нескольких случаях приводило к гибели животных на охотничьих хозяйствах. При этом систематического мониторинга этих рисков со стороны уполномоченных ведомств в стране не ведётся.

Природно-позитивный след

Устойчивое производство с природно-позитивным следом уже не является капризом природоохранных организаций. На мировом уровне устойчивые формы хозяйствования становятся требованием международных инвесторов. И если Министерство сельского хозяйства совместно с Министерством экологии и природных ресурсов не предпримут решительные шаги в этом направлении, то сельхозпроизводители, отрасль и страна рискуют в будущем столкнуться с ограничениями при финансировании проектов и экспорте продукции, имеющей негативное влияние на окружающую среду.

Экологический совет при партии «Аманат» поддержал поднятые вопросы и обеспечил площадку для конструктивного обсуждения острых экологических проблем. Председатель Совета Бауыржан Смагулов и вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов выразили согласие об актуальности поднятых проблем. Это важный шаг в сторону устойчивого развития Казахстана при сохранении баланса экономических интересов и окружающей среды. К сожалению, остается главный вопрос, готовы ли профильные министерства принять конкретные меры и перейти от заявлений к действиям?

Комментировать