III Международная научно-практическая конференция «Орлы Палеарктики: изучение и охрана»

Пернатые хищники и их охрана. Спецвыпуск 2. Тезисы

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГИБЕЛИ ПТИЦ НА ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЯХ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ В КАЗАХСТАНЕ

Онгарбаев Н.Х. (ОФ «Центр изучения и сохранения биоразнообразия», Астана, Казахстан)


Контакт:
Нурлан Онгарбаев nongarbayev@brcc.kz
Рекомендуемая цитата: Онгарбаев Н.Х. Предложения по законодательному решению проблем гибели птиц на воздушных линиях электропередачи в Казахстане. – Пернатые хищники и их охрана. 2023. Спецвып. 2. С. 395–399. DOI: 10.19074/1814-8654-2023-2-395-399 URL: http://rrrcn.ru/ru/archives/35162


Проблемы гибели птиц на воздушных линиях электропередачи (ВЛ) исследуются специалистами на протяжении многих лет и на сегодняшний день изучены достаточно, чтобы делать основные выводы о причинах их гибели и возможных путях решения данной проблемы. Не секрет, что опасные для птиц ВЛ наносят наибольший урон мигрирующим и/ или кочующим птицам. Таким образом, государства, не решившие вопросы массовой гибели птиц на ВЛ в своих странах, фактически нарушают положения международной конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция или CMS), если они присоединились к данной конвенции.

Республика Казахстан присоединилась к Боннской конвенции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года N 96, и как государство ареала ряда мигрирующих видов обязалось прилагать усилия по их сохранению. Кроме того, новый Экологический Кодекс, вступивший в силу в 2021 году, по инициативе отдельных природоохранных организаций содержит статью №246 «Экологические требования при строительстве и эксплуатации электрических сетей», в которой определены требования о том, что «При размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции и модернизации электрических сетей должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие предотвращение гибели птиц и других диких животных, сохранение среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации», а также то, что «субъекты, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей, обязаны осуществлять регулярное обследование электрических сетей для выявления их негативного влияния на птиц и других диких животных и в случае необходимости принять меры по его снижению». Таким образом на уровне Кодекса уже определены базовые требования к обеспечению безопасности ВЛ для птиц.

Более того, Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» также содержит отдельную статью №17 «Мероприятия по сохранению среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных при проектировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности», во втором пункте которой говорится, что «При эксплуатации, размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, плотин и иных водохозяйственных сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных».

Более того, для контроля соблюдения данных статей предусмотрены даже статьи в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (АК). К примеру, в статье 379 предусмотрена ответственность за нарушение мероприятий охраны животных при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий и других объектов, осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств и т.д.

Таким образом, можно предположить, что в Казахстане вопрос гибели птиц на ВЛ имеет высокий уровень формализации.

Отдельные вопросы безопасности ВЛ для птиц отражены даже в «Нормах технологического проектирования сельских электрических сетей Республики Казахстан» (РДС РК 4.04-185-2003).

Однако возникает вопрос, – почему при таком количестве документов птицы продолжают погибать, а владельцы ВЛ, опасных для птиц не привлекаются к ответственности?

Очевидно, что суть проблемы заключается в правоприменительной практике, которая ограничена несколькими важными факторами:
1) Не указаны, какие именно мероприятия необходимо выполнять и как контролировать их выполнение;

2) Упомянутые требования никак не закреплены в нормативно-технической документации электроэнергетиков и проектировщиков, что делает их «оторванными» от рабочих будней электроэнергетиков;
3) ВЛ, опасные для птиц имеют огромные протяженности (только протяженность ВЛ 6–10 кВ составляет более 80 тыс. км), проверять и обследовать которые невозможно и экономически нецелесообразно.
Учитывая вышеизложенное напрашивается очевидный вывод: проблемой должна считаться не гибель птиц на ВЛ и не неисполнение мероприятий, а сам факт проектирования, строительства или эксплуатации ВЛ, опасной для птиц. Именно исходя из этой отправной позиции, BRCC сформулировал основную концепцию предложений по законодательному решению проблем гибели птиц на ВЛ. Суть предложений заключается в следующем:
1) Законодательно определить термин «птицеопасная конструкция»;
2) Ввести законодательный запрет проектирования и строительства птицеопасных конструкций ВЛ (вновь возводимые ВЛ). При этом желательно продумать альтернативные решения для владельцев ВЛ, использующих сети 6–10 кВ;
3) Плавно и поэтапно ввести законодательный запрет на эксплуатацию птицеопасных конструкций ВЛ без наличия птицезащитных устройств (ПЗУ) установленного образца и качества;
4) Разработать и утвердить национальные стандарты ПЗУ (изолирующего, маркерного и гнездообразующего типа), в том числе требования к их техническим характеристикам, способам крепления, периодичности замены и т.д.

Важными аспектами предлагаемых решений являются:
1) внедрение озвученных предложений не только в природоохранные НПА, но и в нормативно-техническую документацию, регламентирующую вопросы проектирования, строительства, эксплуатации и обслуживания ВЛ;
2) привлечение к решению проблемы широкого круга заинтересованных сторон, в том числе Министерство энергетики, владельцев ВЛ, ассоциаций и различных ОЮЛ, финансовых институтов и банков, финансирующих строительство / модернизацию ВЛ.

Важным путём решения проблемы является изначальная апелляция к Правительству Казахстана и создание межведомственной рабочей группы. В случае достижения успехов, все технические и организационные решения будут представлены вниманию орнитологов и природоохранных организаций Казахстана и соседних государств.