III Международная научно-практическая конференция «Орлы Палеарктики: изучение и охрана»

Пернатые хищники и их охрана. Спецвыпуск 2. Тезисы

МОНИТОРИНГ ГНЕЗДОВОГО УЧАСТКА ЗМЕЕЯДА

Жатканбаев А.Ж. (Институт зоологии, Алматы; НКО Экологический клуб; ГПР Иле-Балкаш КЛХЖМ МЭПР РК, Казахстан)
Досов Н.М. (НКО Экологический клуб, Казахстан)
Грачев А.А. (Институт зоологии, Алматы; ОФ Wildlife without borders, Казахстан)
Мусырпанов Е.С. (Государственный Природный Резерват Иле-Балхаш Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан)
Шмыгалев С.С. (Питомник хищных птиц «Сункар», Алматы, Казахстан)


Контакт:
Алтай Жатканбаев kz.wildlife@gmail.com
Нурлан Досов nurland007@mail.com
Алексей Грачев Aleksey.Al.grachev@gmail.com
Ермек Мусырпанов Ile-balkhash@mail.kz
Сергей Шмыгалев shmyga-sunkar@mail.ru
Рекомендуемая цитата: Жатканбаев А.Ж., Досов Н.М., Грачев А.А., Мусырпанов Е.С., Шмыгалев С.С. Мониторинг гнездового участка змееяда. – Пернатые хищники и их охрана. 2023. Спецвып. 2. С. 84–86. DOI: 10.19074/1814-8654-2023-2-84-86 URL: http://rrrcn.ru/ru/archives/34896


В Южном Прибалхашье в интразональном ландшафте перехода типичных водно-болотных угодий в пустынные биомы в разреженной древовидной роще с преобладанием туранги разнолистной (Populus diversifolia) в гнездовые сезоны 2013–2023 гг. проводился мониторинг обнаруженного здесь постоянного участка гнездования пары змееядов (Circaetus gallicus).

Установлено, что как минимум в гнездовые сезоны 2017, 2021, 2022 гг. практически полностью оперённых птенцов незадолго до их вылетов из гнёзд съедал степной кот (Felis lybica ornata). Все наблюдавшиеся в мониторинговые периоды гнёзда располагались в самой верхней срединной части крон туранг. Начиная с 2021 г. в мониторинговых работах использовался квадрокоптер DJI Mavic 2 PRO.

С помощью фотоловушки Bushnell Nature View 12MP в 2017 г. установлено, что пятнистая кошка в течение гнездового периода неоднократно посещала гнездо на вершине крупной высокоствольной туранги, но не съедала ни яйца, ни пухового птенца на разных стадиях его текущего развития. Пара змееядов с этого гнезда толерантно относилась к гнездившейся в 5 м на соседней туранге паре тювиков (Accipiter badius). Взрослые тювики же, наоборот, проявляли агрессивное поведение к подлетавшим к своему гнезду змееядам, особенно после вылупления их птенцов.

Интересно отметить, что в 2022 и 2023 г. пара змееядов гнездилась в одном и том же гнезде. Причём, несмотря на отрицательный итог гнездования в 2022 г., пара успешно вырастила птенца в 2023 г. вплоть до его вылета из гнезда. Слёток, иногда сопровождаемый одним из родителей, держался в этой туранговой роще еще в конце августа и начале сентября 2023 г., часто отдыхая на соседней в 70 м от гнезда большой туранге. Само гнездо также продолжало использоваться в качестве присады и кормовой площадки, куда приносилась и съедалась пойманная добыча, в основном ушастые ежи (Erinaceus auritus).

Змееяд (Circaetus gallicus) в гнезде. Фото А. Жатканбаева.

Змееяд (Circaetus gallicus) в гнезде. Фото А. Жатканбаева.

Взрослый змееяд (Circaetus gallicus) с добычей и птенец на гнезде. Фото с фотоловушки Д. Базарбекова.